Комиксы из полированных камушков
На что первое обращаешь внимание на улицах португальских городов? На сохнущее на ветру белье? Горшки с цветами под окнами? Нет, на глазурованные таблички с номерами ломов и названиями улиц. Потом замечаешь, что цветные изразцы обрамляют подобно наличникам окна, а также двери, служат вывесками и просто украшениями на стенах, а то и покрывают целые фасады.Это азулежу, наверное, самая характерная черта декора португальских домов и самый популярный вид прикладного искусства в стране.
Самые старые азулежу в Португалию пришли из Севильи в XV веке. Их поверхность была рельефна: перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешение красок, а орнамент, согласно исламской традиции, состоял в основном из звезд. В XVI веке из Италии пришли техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью, а также новые темы. Мотивы живописи становятся все многообразней и красочней: азулежу XVI века уже в основном трехцветные белые, синие, желтые.
С возрастающим импортом из Голландии в технике азулежу происходят изменения. Вместо привычного многоцветья художники стали использовать исключительно контраст между белым цветом и кобальтовой синью, а в качестве сюжетов целые сценки.
Картины из азулежу, говорил мне португальский журналист Фернанду Коррейа ли Оливейра, это нечто вроде комиксов, которые при неграмотности значительной части населения служили одним из способов распространения знаний, прежде всего об истории.
Посмотрите, например, на оформление провинциальных вокзалов и общественных зданий, особенно на севере страны, продолжал он, и вы найдете в них рассказ о традициях, занятиях населения и его образе жизни, об особенностях того или иного города и местности.
Конечно, чем старше азулежу и чем искуснее выполнены, тем они ценнее. Об их популярности среди коллекционеров лучше всего говорит тот факт, что в Лиссабоне возникли целые преступные группы, которые воруют по ночам старинные азулежу, чтобы продавать их иностранцам. И это превратилось для властей в подлинную проблему.
Появились недавно азулежу и в Москве. Но это не дело рук злоумышленников. Новый вход на станцию Белорусская" был оформлен азулежу работы художницы Граса Мораиш лиссабонский муниципалитет подарил их нашей столице к ее 850-летию.
Никита Кривцов / фото Олеся Журавлева
Источник Группа компаний "Вокруг Света"
Исходный текст статьи www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=851