Жирона
Расположенная в 100 км от Барселоны и в 60 км от Франции, Жирона является культурным, политическим и экономическим центром провинции Жирона, к которой и относятся все небольшие приморские города (Росас, Л' Эскала, Кадакес и др.) и Фигейрас.
Как и всякий другой старинный город, Жирона разделена на две части - старый город и современный город, разделенные широким каналом и соединяемые мостами. Каждая часть города обладает своим шармом и, при этом, совершенно не противоречит другой. Таким образом, ультрасовременные высотные здания мирно соседствуют и с архитектурными шедеврами в модернистском стиле, и с многовековыми улицами старого города.
Культура По части насыщенности культурной жизни и числу праздников и фестивалей, проходящих здесь, Жирона нисколько не уступает Барселоне. "Праздник жизни" здесь не заканчивается никогда. Фестиваль цветов, кинофестивали, многочисленные детские праздники, показы мод, традиционный праздник Св. Жорди и т.д. являются неотъемлемой частью культуры города. Причем, несмотря на огромное количество музеев, театров и различных культурных центров, основным местом "действа" остается Rambla.
Точно также, как и в Барселоне, жиронская Рамбла - это космополитичный сплав из местных жителей и туристов со всего мира. Но, в отличие от столицы Каталонии, здесь очень спокойно. В воздухе стоит сладкий пряный аромат от липовой аллеи, обрамляющей улицу, умиротворяюще жужжат пчелы и постукивает фарфор кофейных чашечек.
Жирона, будучи старинным городом, все же остается очень молодой по своему населению. Ряд престижных в Каталонии университетов, находящихся здесь, делает ее своего рода второй Саламанкой - городом студентов. А это задает тон всему - жизнь здесь всегда кипит.
Главное развлечение жиронской молодежи - это разнообразные уличные комические спектакли, что превращает центр города в театр под открытым небом. Невольно поддавшись всеобщему веселью, вы оказываетесь вовлечены в спектакль. Дух этого города захватывает. Самым верной параллелью было бы, наверное, сравнение Жироны с Парижем, только в испанских реалиях.
Местная кухня
Большое количество ресторанов, баров и кафе делают Жирону раем для гурманов. Здесь представлена как национальная, так и интернациональная кухня. В традиционных тавернах можно отведать типичные каталонские блюда, в барах - знаменитые tapas.
Баскские, марокканские, итальянские, французские, китайские, индийские и др. рестораны сосредоточены в центре города. Здесь же, главным образом на Рамбле, находятся кафе и кондитерские магазины (где шоколад и выпечка сродни искусству) и многочисленные фруктовые лавочки.
Достопримечательности и история
Одним из наиболее красивых и своеобразных строений в Жироне являются дома на реке Оньяр - той, которая разделяет старый и современный город. Эти дома были построены в эпоху позднего средневековья в качестве защитной стены, окружающей город. Пестрые и разноликие, они сохранили свой традиционный облик и остаются жилыми по сей день.
Жирону исторически считали- "последним мостом в Африку" или "первым бульваром Европы". Стратегическое расположение Жироны - она была построена на Виа Августа ("Дороге Августа") - определило ее дальнейшую судьбу. Сначала построенная римлянами крепость называлась Герунда. Они возвели ее очень быстро в 75-76 годах нашей эры. Такие темпы были продиктованы военной необходимостью. В IV веке римляне признали христианство, и это не могло не сказаться на судьбе и облике нового города-крепости. Жирона росла не так быстро, как Таррагона или Барселона. Ее расположение, если и было важным, так только с военной точки зрения. Но никто из великих не стремился сделать ее своим форпостом.
Как и многие другие испанские города, Жирона обязана своим рождением римлянам. В 75 г. н.э. легионеры Великой Империи основали военную крепость и назвали ее Герунда. Фортификация призвана была защищать Виа-Августа - основную дорогу на Иберийском полуострове, которая тянулась от Рима до Сивильи. Сегодня от этой знаменитой римской дороги осталась лишь узкая темная улочка.
На первый взгляд каталонский город Жирона кажется весьма заурядным, без особых излишеств. Тихие улицы, редкие прохожие. Кое-какая жизнь наблюдается лишь в ресторанчиках и кафе, где разомлевшие от жары посетители лениво потягивают освежающее вино и жуют коронное блюдо Жироны - хлеб с томатами. В общем, сонный город с бесконечной сиестой. Но это обманчивое впечатление, истинное лицо города занавешено пестрыми стенами домов, вытянувшихся вдоль реки Оньяр. Именно эти разноцветные фасады являются вратами во внутренний мир Жироны, в ее историю.
Путешествие в глубь веков начинается с узкой мощеной улочки. Когда-то именно здесь проходила знаменитая римская дорога - Виа-Августа. Она тянулась от Рима до Севильи и являлась стратегически важным объектом, для защиты которого в 76 г. до н.э. была возведена крепость Герунда. Массивная фортификационная стена хорошо сохранилась до наших дней. Надо сказать, что даже сегодня она выполняет своего рода защитную функцию. Дело в том, что старая часть Жироны - это квартал богатых людей и большая часть улиц не предназначена для посетителей. Но раз в году в начале мая, когда в Жироне проходит праздник цветов, в течение десяти дней город-крепость открывает свои ворота для всех желающих.
В эти дни извилистые улочки древней Жироны превращаются в настоящую оранжерею. Цветы украшают фасады домов, пестреют в храмах, арках и уютных дворах. Зачастую дизайнеры не просто расставляют свои произведения в должном порядке, но создают картину, в которой каждая веточка и каждый цветок имеют свой смысл. Например, композиция в одном из дворов еврейского квартала напоминает о тех временах, когда из Испании были изгнаны евреи. Цветочные горшки здесь символизируют сердца, а свисающие с разных сторон веревки говорят о том, что, как бы далеко ни находились потомки живших здесь евреев, они навсегда связаны с Жироной.
Дело в том, что именно благодаря евреям Жирона стала процветающим городом и прославилась далеко за пределами Иберийского полуострова.
Согласно истории первые дети Израилевы появились в Испании еще во времена раннего христианства. Их существование было тихим и мирным, пока в начале V века на Иберийский полуостров не вторглись вестготы. Поначалу, пока захватчики придерживались своей языческой веры, евреям жилось спокойно. Но уже в VI веке, после принятия католичества, поведение вестготов резко изменилось. Евреям больше не разрешалось занимать общественные должности. Запрещалось петь псалмы на похоронах, заключать браки между евреями и христианами. Положение ухудшилось в 616 г., при короле Сизебуте. Настоящий фанатик, он распорядился насильственно крестить еврейских детей. Взрослые совершали обряд крещения под страхом смерти. Мучения жиронских евреев закончились только в 711 г., когда полководец мавров Тарик вторгся на полуостров и через четыре года в его руках была почти вся Испания. Однако в Жироне мавры продержались сравнительно недолго, в 785 г. местные жители обратились за помощью к франкам, которые освободили город и присвоили ему графский титул. Но, несмотря на громкое звание, город еще долгое время пребывал в разрухе и нищете.
В 890 г. в Жирону приехало 20 еврейских семей. Они расселились вокруг христианского собора. Считалось, что это самое безопасное место в городе. Среди них были представители разных профессий: врачи, ювелиры, ремесленники, торговцы и т.д. Довольно быстро место, где расположились переселенцы, получило название Еврейский квартал, или Жиронский Колл.
Евреи не зависели от губернатора города, а подчинялись только королю и не платили местных налогов. В общем, жили своей общиной и в короткие сроки достигли процветания, а благодаря обширной торговле подняли экономику города. Однако это был лишь материальный вклад, впереди Жирону ждала истинная слава города мудрости.
В 1194 г. в Жиронском Колле родился мальчик Моше бен Нахман, которому суждено было стать самым уважаемым раввином еврейской общины в Испании. Нахманид, так звучит имя раввина на европейских языках, был человеком всесторонне развитым. Он был врачом и раввином Жироны. А впоследствии стал главным раббе всей Каталонии. Помимо многочисленных научных интересов, Нахманид увлекался учением еврейских мистиков - каббалой. В переводе с иврита слово "каббала" означает "получение", "восприятие". Каббалисты по-своему трактовали особенности еврейского алфавита и числовые значения его букв. Они искали скрытый смысл в стихах и отрывках Торы. Видели проявление духовных и божественных сил в материальном мире. Даже сегодня в садах Еврейского квартала Жироны деревья расположены особым образом, так, что сад в целом наполнен особым смыслом, доступным только его создателям. Атмосфера мистики пропитывает каждый уголок квартала, который и без того благодаря длинным лестницам и узким запутанным улочкам выглядит весьма таинственно.
Но интерес Раббе бен Нахмана к каббале не был простым любопытством. Он стал основателем каббалистической школы в Жироне, написал комментарии к Торе, которые признаны самым старым каббалистическим произведением на Иберийском полуострове и главной дидактической работой в религиозной литературе испанских евреев.
В XIII-XIV веках дело главного рабби Каталонии продолжили его ученики, один из которых считается автором знаменитой книги "Зохар", что означает "Сияние"
Однако золотой век испанских евреев подходил к концу. На евреев начались гонения. Монахи подстрекали чернь к разгрому еврейских домов. Впервые в Испании евреи обязаны были носить на одежде желтый лоскут. Евреям был дан выбор - крещение или смерть. Многие соглашались на христианский обряд, однако, несмотря на это, новообращенные не были приняты обществом. За крещеными евреями закрепилось название "марраны", что буквально означало "свиньи". Однако, как показало время, это было только начало серьезных испытаний. В XV веке после брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда II Арагонского родилось каталоно-арагонское королевство. Фанатичная христианка Изабелла желала сделать Испанию чисто христианской страной. В это время инквизиция приобрела еще большую силу и власть. Допросы, пытки и жар костров стали визитной карточкой Испании того времени. Но многие евреи не желали отрекаться от веры отцов, несмотря на страшную участь. И отцы инквизиции поставили евреев перед выбором: крещение или изгнание.
Согласно указу 2 августа 1492 г., все евреи Испании обязаны были покинуть страну. Предание гласит, что, поднимаясь на корабли, которые увозили их за пределы Испании, евреи распевали псалмы и гимны своих великих поэтов. А на следующий день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции. 3-го августа 1492 года корабли "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария" под командованием Христофора Колумба отплыли в поисках нового пути в Индию.
Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил от тех самых марранов.
После изгнания иудеев из Испании еврейские кварталы были заселены бедными христианскими семьями. Поскольку денег на обустройство домов у новых обитателей не было, то еврейские дома сохранились до наших дней почти без изменений.
Краткая история
В 711 году Герунду (Жирону) захватили вестготы, но продержались здесь не более полувека, будучи изганы воинственными маврами. Жирону по просьбе жителей освободил все тот же Карл Лысый, сразу после этого провозгласивший Жирону графством. Оно стало центром для подготовки походов в глубь занятой арабами Испании.
В 1348 году на Жирону, как и на многие другие города Испании, обрушилась беда, именовавшаяся в те времена <черной смертью>. Страшная эпидемия чумы косила людей сотнями, но вопреки всему город все-таки выжил.
К началу XVI века Жирона вновь расцвела, став вторым после Барселоны городом Каталонии. Но, как известно, ничто хорошее не может пройти безнаказанно. Благополучная Жирона стала предметом вожделений Франции. Осады следовали с завидной регулярностью, каждые десять лет, например, в 1684-м и 1694-м, в результате чего город на четыре года оказался во власти французской короны. Новая осада последовала в 1705 году, еще одна - в 1711-м. Потрясения обрушивались на Жирону одно за другим, и едва город успевал подняться из руин, как его вновь обращали в прах.
Также к средневековью принадлежат здания в спальных районах старого города, граничащих с проспектом de la Forca и когда-то заселенных еврейскими общинами. Жизнь в еврейском квартале alijama (ныне El Call) была сосредоточена вокруг синагоги, которая располагалась то здесь, то там. Сегодня еврейская история хранится в Центре Бонаструк ка Порта, включающий в себя Музей Истории Евреев и Намандский Институт.
Церковь Св. Фелии
Церковь Св. Фелии. Построенная между XIII и XVII вв., эта церковь имеет укрепленный экстерьер, благодаря построенным снаружи стенам. Интерьер, содержащий шесть замечательных палеохристианских саркофагов (IV в.) и крест Мастера Алои (XIV в.), отличается ярко выраженной романской структурой . Только одна из башен, расположенных по бокам фасада в стиле барокко (XVII в.), была закончена в готическом стиле.
Жиронцы очень гордятся своим богатым прошлым и любят свою историю. Именно поэтому старинная часть города сейчас является самым дорогим и престижным кварталом на рынке недвижимости. В то же время, это город очень современный и быстро развивающийся. По последним социологическим исследованиям, Жирона является городом с самым высоким уровнем жизни во всей Испании.
Жиронский собор
Жиронский собор является результатом смешения стилей, относящихся к XI-XVIII вв. От первоначального романского здания, выстроенного в 1038 г.. сохранены только монастырь и часть башни. Остальные элементы собора относятся к церковному проекту XV в.
Выставка Кафедрального Музея включает знаменитый Гобелен Мироздания (XII в.) и Beato (X в.), а также богатейшую коллекцию средневековых изделий из серебра и золота.
Исходный текст статьи http://www.catalan.ru/girona.php
Другие статьи по Испании (6)